История Dreamcast — недооценённая работа над ошибками

Вполне возможно, консоль была обречена на провал изначально. Запуск Dreamcast был впечатляющим, казалось, что успех вот-вот придёт, но конкуренты показали полную руку козырей, да и поставили на стол намного больше.

SEGA Dreamcast в глазах многих людей считается одной из самых недооценённых консолей в истории индустрии. Первая 128-битная платформа с логотипом в виде спирали завоевала сердца геймеров благодаря богатой библиотеке игр. Хотя всё указывало на то, что Sega, как феникс, возродится из пепла после провала Saturn, реальность оказалась намного более жестокой. 

После оглушительного успеха Mega Drive компанию Sega ждала череда неудач: дополнения SEGA-CD, SEGA 32x, невышедшая SEGA Neptune и провалившаяся SEGA Saturn. Было потеряно огромное количество ресурсов и спасти положение должен был новый проект. Почти половину рынка контролировала PlayStation, ещё около 40% принадлежало Nintendo, оставшаяся доля была за бывшим консольным гигантом.

Время затянуть потуже пояса

В 1997 году Sega наняла сотрудника IBM Тацуо Ямамото, чтобы он возглавил команду из одиннадцати человек под кодовым названием Blackbelt («Чёрный пояс»), которая занялась бы разработкой новой консоли. Ямамото создавал свою консоль на базе видеочипа 3Dfx Voodoo2 и процессора Motorola PowerPC 603e. Писать под эти архитектуры разработчикам было привычно, плюс работали они быстрее. 

Однако японский инженер Хидэки Сато был возмущён тем, что разработка приставки велась в США силами внешних сотрудников. Он создал собственную команду, названную Whitebelt («Белый пояс»), позже переименованную в Dural, а ещё позднее в Katana. Сато решил использовать доступные на рынке комплектующие с уникальной материнской платой, процессором Hitachi SH-4 и графическим чипом VideoLogic PowerVR2 от NEC. 

Но случилось непредвиденное! Американская компания 3Dfx разместила свои акции в публичную продажу. В связи с этим компании пришлось рассказать о секретных контрактах с Sega и огласить все характеристики будущей консоли. Японское руководство консольного производителя пришло в ярость. Оно потребовало расторгнуть все соглашения, отказаться от проекта Blackbelt и сосредоточить все силы на более слабом «железе». Разработка велась в строжайшей секретности.

3Dfx, в свою очередь, подала в суд на «непорядочных» японцев. Дело закончилось мировым соглашением и выплатой 10,5 млн со стороны Sega, что, по слухам, повлияло на выбор носителя системы.

Настал момент назвать новую консоль, и из пяти тысяч вариантов было выбрано слово «Dreamcast». Логотипом стала спираль, как «символ вселенной и бесконечной власти людей»: оранжевая на Dreamcast для японского рынка, красная — для американского, синяя — для европейского. В связи с тем, что Saturn подпортила репутацию компании, изначально планировалось удалить надпись «Sega» с корпуса устройства и создать игровой бренд, похожий на PlayStation, но всё же было решено сохранить его на внешней стороне Dreamcast.

Характеристики консоли

  • Центральный процессор: 128-Bit Hitachi SuperH4 с тактовой частотой 200 МГц
  • Графический процессор: NEC PowerVR Series II (частота 100 МГц, мог рендерить 3,5 млн полигонов в секунду)
  • Память: основная — 16 МБ, видеопамять — 8 МБ, звук — 2 МБ
  • Звуковой процессор: Yamaha AICA Sound Processor с тактовой частотой 48 МГц
  • Разрешение экрана: 640×480
  • Количество цветов: 16,7 млн

  • В планах Sega было использование DVD-привода, но технология была ещё дорогой, а на CD-ROM перестал помещаться объём данных, необходимый разработчикам. В качестве привода был выбран GD-ROM (Gigabyte Disc read-only memory) ёмкостью 1,2 ГБ. В производстве диски были такими же дёшевыми, как и CD-ROM. 

  • Консоль комплектовалась съёмным модемом, и его можно было менять на Ethernet-адаптер. Онлайн-гейминг тогда был в зачаточном состоянии, и это было неплохим маркетинговым ходом. В то же время коммерческим успехом на PC пользовалась онлайновая Ultima Online, скоро появились суперхитовые EverQuest, Quake III: Arena и Unreal Tournament.
  • Отдельного внимания стоят контроллеры Dreamcast. Не зря Microsoft во время разработки своих контроллеров для Xbox взяла за основу именно их. Несмотря на угрожающий и громоздкий внешний вид, они были очень удобными. Шнур из-за разъёмов для подключения карты памяти и модуля вибрации выходил снизу, но фиксировался и не мешал. В качестве карт памяти (Visual Memory Unit или VMU) Sega придумала отдельную небольшую консоль с примитивными играми на монохромном дисплее, а за достижения в них давались бонусы для игр на Dreamcast. VMU также можно было использовать как часы и календарь.

  • Программное обеспечение — Windows CE от Microsoft.

Подготовка

В 1998 году президентом Sega of America стал Шоичиро Иримаджири, бывший инженер гоночных байков Honda. Он сменил Тома Калинске. Иримаджири поставил для себя амбициозный план — восстановить долю рынка и престиж Sega.

По оценкам, Sega потратила $50-80 млн на разработку аппаратного обеспечения, $150-200 млн на разработку программного обеспечения и около $100 млн на продвижение новинки. Откуда же у компании, которая совершила столько провалов, нашлись деньги на сей «банкет»? Значительную часть средств выделил Исао Окава, бизнесмен, владелец компании CSK, держатель акций и председатель совета директоров Sega.

Первыми разработчиками игр стали Core Design, Capcom, GameArts и Namco и ещё более ста компаний. Программировать для производительной системы, в отличие от Saturn, стало намного легче.

«Сторонние разработчики все ещё создают игры на PlayStation и N64, но прекрасно знают, что достигли вершин возможностей этих машин. И это их расстраивает. Сейчас настало время для Dreamcast, которая может открыть совершенно новые двери и концепции. Разработчики с самого начала были в восторге от возможности создания игр для нашей новой консоли, но проблема заключалась в руководстве, которому необходимо было посчитать, стоит ли их спонсировать», — пояснял Иримаджири. Компании EA и Squaresoft посчитали нецелесообразным вкладываться в игры для Dreamcast. Самым болезненным было отсутствие EA, чьи спортивные симуляторы приносили огромные прибыли. Поэтому Sega пришлось создать собственный спортивный бренд 2К Sports.

Успешный старт и череда неудач

27 ноября 1998 года состоялся выход Dreamcast в Японии. Было предзаказало около 80 тысяч консолей, а к моменту выхода было готово всего 150 тысяч. Таким образом до прилавков добралось не так много устройств. В первый же день все консоли были распроданы, и, по оценкам Sega, дополнительные 200-300 тысяч приставок также разлетелись бы как горячие пирожки. 

Однако здесь Sega сильно не повезло. Прямо на старте NEC сообщила, что у неё проблемы с производством графических процессоров, а это означало, что Sega не сможет поставлять столько консолей, сколько могла бы продать, чтобы быстро наращивать базу игроков. 

Стартовая линейка оставляла желать лучшего. Virtua Fighter 3 выглядела не так хорошо, как её коллега на аркадном автомате, а Godilla Genzerations и Pen Pen Tri-Icelon получили слабые оценки критиков. К Рождеству вышел Sonic Adventure, но не смог сильно повлиять на продажи, к тому же владельцы Sega Saturn были возмущены отказом от поддержки их системы.

К февралю было реализовано 900 тысяч Dreamcast, хотя планировался миллион, и началась подготовка к выходу на рынок США.

Система стартовала в Северной Америке в мистическую дату 9 сентября 1999 года — «9.9.99 по цене в $199» с восемнадцатью доступными играми. Запуск сопровождался крупной рекламной компанией: множество плакатов, телевизионными ролики, поддержкой музыкальных групп Limp Bizkit и Filter и профильной прессы. Было предзаказано 300 тысяч консолей и продано 500 тысяч за две недели. Такое же количество консолей удалось продать в Европе за полгода. Выход там состоялся 14 октября 1999 года.

Запуск был успешным, и в течение нескольких месяцев у Sega не было конкурентов. Однако в конце 1999 года начали появляться первые детали о PlayStation 2. Кутараги обещал мощный центральный и графический процессоры, так как Sony открыла два завода по их производству, обратную совместимость с сотней популярных игр с оригинальной PlayStation, DVD-привод и новые онлайн-возможности. Не спала и Nintendo, объявившая, что её консоль будет превосходить всё, что есть на рынке. Microsoft тоже решила откусить кусок от «консольного пирога».

Продажи Dreamcast начали снижаться. Вице-президент Sega of America Питер Мур, сменивший Берни Столара, наконец-таки представил интернет-провайдера Sega.com и подписочный сервис SegaNet, который так ждали многие. Цена подписки составила $21,95. На момент запуска у компании была только одна игра для мультиплеера — головоломка ChuChu Rocket!, но пользователи могли общаться в чате, просматривать страницы и электронную почту. Позже SegaNet стал поддерживать NFL 2K1, Bomberman Online, Phantasy Star Online, Quake III Arena и Unreal Tournament.

Началась агрессивная стратегия: каждому покупателю Dreamcast предоставлялся год бесплатного допуска в интернет, а каждый владелец консоли получал скидку в $200 за двухлетнюю подписку на доступ в сеть. Цена на систему снизилась до $149 (PS2 стартовала с ценой в $299). Но все попытки Sega простимулировать продажи Dreamcast приводили к финансовым потерям. Подвели и разработчики, которые начали массово переходить под «крылышко» к Sony. 

Когда на рынке появился «чёрный монстр» PlayStation 2, Dreamcast не смогла противопоставить ему что-то настолько весомое, чтобы изменить ситуацию в свою пользу.

Топ-5 периферийных устройств

Dreameye — цифровая видеокамера. Использовалась как веб-камера и цифровая фотокамера с микрофоном, способная снимать в разрешении 640×480. Выходила только в Японии.

Maracas — сенсорный контроллер, использовавшийся для игры Samba de Amigo, созданной Sonic Team. Всё сводилось к тому, чтобы искуссно трясти маракасы под ритмы бразильской самбы. 

Удочка — приспособление с гироскопом. Использовалось для нескольких игр-рыбалок.

Мышь и клавиатура

VMU (Visual Memory Unit) — карта памяти с ЖК-экраном.

Перерождение

После очередного провала консольного гиганта Иримаджири добровольно подал в отставку, а его место занял Исао Окава. Он выступал за то, чтобы Sega отказалась от приставочного бизнеса. Было принято решение о реструктуризации компании в разработчика игр и прекращении производства Dreamcast. Остатки консолей продавались сначала по $99, потом по $79 и в конце по $49,95. Всего было реализовано 9,13 млн консолей Dreamcast.

Мур с мужественным лицом сообщил, что компания будет поддерживать Dreamcast, но большинство понимало, что это продолжится недолго. Последняя игра для системы в США вышла в феврале 2002 года. Это была NHL 2K2.

Окава простил Sega все долги и предоставил дополнительные средства, чем спас компанию от полного краха. 

Жизнь после смерти

Игры для Dreamcast выходили постоянно и выходят до сих пор. Деньги на некоторые проекты успешно собираются фанатами на Kickstarter. Одной из последних игр была Redux: Dark Matters. Её релиз состоялся в 2015 году. Позже фанаты изыскали средства на Saber Rider and the Star Sheriffs, но игра до сих пор находится в разработке. С 2015 года для системы вышло более двадцати игр, ещё более двадцати находятся в работе.

Библиотека игр

Для Dreamcast вышло более шести сотен игр. Отметим лучшие из них, но внимания достойны гораздо большее количество проектов.
  • Ролевые игры: Silver, Grandia 2, Phantasy Star Online, Record of Lodoss War, Skies of Arcadia.
  • Аркады: Sonic Adventure 1 и 2, Ecco the Dolphin: Defender of the Future, Rayman 2: The Great Escape.
  • Хоррор: Illbleed, Typing of the Dead, Resident Evil: Code Veronica, D2, Blue Stinger, Resident Evil 3: Nemesis.
  • Файтинги: Soulcalibur, Virtua Fighter 3, Dead or Alive 2, Power Stone 2, Marvel Vs Capcom 2: New Age Of Heroes, Guilty Gear X, игры серии The King of Fighters, Street Fighter 3: 3rd Strike, Mortal Kombat Gold.
  • Спортивные игры: Virtua Tennis, паркур на роликах Jet Set Radio, Tony Hawk's Pro Skater 2.
  • Головоломка: ChuChu Rocket!
  • Гонки: Metropolis Street Racer, Crazy Taxy 1 и 2, 18 Wheeler: American Pro-Trucker, Sega GT, Metropolis Street Racer.
  • Шутеры: Rez, House of the Dead 2, Ikaruga, Confidential Mission, Unreal Tournament, Quake 3: Arena
  • Боевики: Headhunter, Sword of the Berserk: Guts' Rage, Cyber Troopers Virtual-On Oratorio Tangram, Legacy of Kain: Soul Reaver.
  • Рыбалка: Sega Bass Fishing.
  • Музыкальная игра: Samba de Amigo.
  • Приключение Omikron: The Nomad Souls от студии Quantic Dream. Первая игра разработчиков Fahrenheit, Heavy Rain и Beyond: Two Souls.
  • По симулятору жизни Seaman сходила с ума Япония. Целью её являлось наблюдение за подводной жизнью и даже общение с жителями аквариума через микрофон.

  • Приключенческую серию Shenmue стоит выделить отдельно. По тем временам это был настоящий шедевр с открытым миром, отличным сюжетом и множеством мини-игр. По сюжету главный герой Рё Хадзуки мстит за смерть отца и отправляется в большое путешествие по следам убийцы. Из современных игр она может отдалённо напоминать серию Yakuza.

Diagnosis

Как ни парадоксально, Sega не повторяла ошибок прошлого, сделала платформу дружелюбной для разработчиков, дешёвой, с большой библиотекой классных игр и новаторскими решениями. По сути, Dreamcast — первая консоль, внедрившая многопользовательские онлайновые игры. Однако этого оказалось недостаточно в борьбе с Sony, Nintendo и Microsoft. 
 
Вполне возможно, консоль была обречена на провал изначально. Запуск Dreamcast был впечатляющим, казалось, что успех вот-вот придёт, но конкуренты показали полную руку козырей, да и поставили на стол намного больше. Компания Sega жива и здравствует до сих пор, выпускает игры, которые привлекают миллионы поклонников. Ну а Dreamcast оставила наследие, которым могла бы гордиться любая консоль.
 
Причины провала Dreamcast:
 
  • Пошатнувшаяся репутация Sega в связи с провалом систем, следовавших за Genesis;
  • Перебои в поставках процессоров на старте не дали возможность быстро нарастить пользовательскую базу;
  • Слабая стартовая линейка игр;
  • Носитель GD-ROM не мог конкурировать с DVD-ROM;
  • Отсутствие поддержки EA с её сверхпопулярными спортивными симуляторами;
  • Ограниченный бюджет на маркетинг;
  • Сервис SegaNet стартовал слишком поздно;
  • Многие разработчики переметнулись к Sony.
Если вы пропустили статьи о первых поколениях консолей, то с ними можно ознакомиться по ссылкам:
 
Обратная связь: читайте нас, пишите нам и общайтесь в Telegram!  @gametechruchat 
Наш новостной канал в Telegram. Присоединяйтесь! @gametechru
 


Сейчас на главной

Публикации

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Обзоры 27 апреля 11:18 0

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Статьи 24 апреля 16:43 0

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Обзоры 23 апреля 16:48 0

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.